Откуда растут ноги у молодежной субкультуры? Да все оттуда же -- из внутрипсихологических конфликтов пубертатного возраста. Физиологическая "взрослость" и связанные с этим обстоятельством вполне понятные устремления, помноженные на невостребованность в современном обществе, плюс неизбежные подростковые комплексы и т. д. и т. п. Добавим в этот микс еще и обостренное "стадное чувство", и все -- почва для формирования альтернативной субкультуры готова! В 15--17 лет ваш покорный слуга, как и большинство его сверстников, тусовался в парадных, приколачивал "дудки", попадал в милицию и вел ярко окрашенный антисоциальный образ жизни... Нынешние же децлы запоем играют в "Зарницу наших дней" -- Counter-Strike. Цели одинаковые -- отрицание культуры общей и создание субкультуры со своими правилами и законами. Результат тоже одинаков -- разрыв социальных связей и моральная деградация. Ни психологически, ни физиологически, ни интеллектуально подросток, 24 часа в сутки "обдолбанный" дарами южной природы, и маниакально увлеченный "киберспортом" игрок НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ. Поверьте, я видел в достаточном количестве и тех, и других. Поэтому так называемый "киберспорт" -- обман и фикция. Это та же самая тусовка молодняка, только на место растительных наркотиков пришли виртуальные, а место распространителей "зеленого добра" заняли... хм, ну, в общем, сами знаете, кто... На все это вы можете возразить, что за суточное сидение в компьютерном клубе вас не привлекут по действующему законодательству, но ведь кокаин тоже когда-то продавали в аптеках как средство от кашля...
Человеком управляют не правительство, не уголовный кодекс и даже не инстинкты -- человеком управляют простейшие химические реакции, биохимия его мозга. Стоит изменить долю содержания одних веществ, добавить что-то чуждое, и мировосприятие очень сильно меняется. Раньше представители альтернативной молодежной культуры использовали для этой цели (изменения биохимии мозга, психологи еще называют этот процесс "расширением сознания") широкий "модельный ряд" различных химических и растительных препаратов. Теперь есть КИ, с лихвой заменяющие последние достижения химии и фармакологии. Между прочим, адреналин, выделяемый организмом во время партии в Quake, Counter-Strike, Starcraft, а теперь еще и новый штамм этого "наркотика" -- Warcraft III, сам по себе уже достаточно сильно изменяет биохимию мозга.
Обычно, едва заходит разговор о вреде компьютерных игр, так сразу "спасительной соломинкой" выступают дети. Мол, вот мы, взрослые, очень все умные и хорошо понимаем пагубность подобного увлечения, но вот дети малые не понимают, и потому для них КИ особенно опасны. Поэтому в завершение колонки поговорим о взрослых дядях и о том, что с ними делают безобидные КИ. Цитата с официального форума авиасимулятора "Ил-2. Штурмовик" (нецензурная лексика и оскорбительный выпад в адрес издателей игры удалены):
"Я прибил Ил-2. Да! Я сделал это! Наконец! Вчера, проиграв 3 часа за компом и онанируя джойстиком, я вдруг отчетливо осознал, что все дела, которые я планировал на вечер, не только не сделаны, но и не начаты. Я понял, что это ЖОПА! В течение трех месяцев этот гад измывался надо мной. Давно я хотел разобраться с ним, но рука не поднималась. Штурмуя вражеские танковые колонны, я полностью проиграл битву в сортире, и сливной бачок протекает уже в течение трех месяцев. Да, неплохо бы и унитазом заняться. А то жена гундит. Кстати, орден надо дать не мне, а ей -- за долготерпение. Ребенок кинут на свои игрушки. Надоело ему смотреть, как папу мессеры расстреливают и как папа на танки с РС-ами заходит и из пушки лихо колонны обрабатывает. Все! Кончено! Взял я вчера этот ... диск от "1С", да и согнул его пополам. А он, ... такая, еще и не ломается с первого раза. Сломался только с третьего. Подошел я к своей боевой машине да и организовал полный uninstall. Вздохнул с облегчением, что не пойду в магазин покупать еще 256 метров мозгов, а то с имеющимися 256 как-то и не быстро. Все! С сегодняшнего дня новая, вернее, прежняя жизнь. Унитаз ждет. Хочу сказать спасибо фирме "1С", а также сказать -- ... ... ... с вашими играми! Желаю оставшимся в живых скорого возвращения в мирную жизнь".
Прошу заметить, что это далеко не единственный случай. Тред на "Авиафоруме", по которому и была приведена цитата, наполнен пересказом самых различных случаев из жизни, в общем-то, взрослых людей. Если раньше "горькой разлучницей" людей выступала водка, то теперь это место занято ультрареалистичным авиасимулятором "Ил-2. Штурмовик". И все-таки не удержусь и процитирую форум еще разок, на этот раз пишет женщина:
"Как заманить его [мужа] спать, когда у него не получается игра? Он не может взлететь и злится, он не может, прильнув к прицелу, сбить хоть одного немца и звереет, а потом, налетавшись, дергаясь и вздрагивая, засыпает около меня даже не поцеловав. Хотя он меня любит! Помогите мне! Или ему...".
Хм, один из важнейших человеческих инстинктов уже не может устоять перед воздействием магии волшебного виртуального мира -- это ли не повод задуматься?!
Итак, хочу возвратиться к тому вопросу, с которого я начал свои рассуждения: "Что же они [компьютерные игры] с нами делают?". Это ведь не только смешно и забавно, но еще и очень грустно. Похоже, что в недалеком будущем в наркологии появится (если уже не появился) еще один диагноз -- игровая аддикция -- и за излечение этого заболевания возьмутся профессионалы со своими, профессиональными, методами. Таблеточка под язык, укол расслабляющего в попу, вечерний просмотр телевизора в обществе пациентов, пораженных этим же недугом, и НИКАКИХ РАЗГОВОРОВ О КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ!